ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2020 г. N 530
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ И ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ЛИЦАМ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИМ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях продления выплаты пенсий и иных социальных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, в связи с принятием чрезвычайных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в странах мира и невозможностью представления в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документов, требуемых для выплаты установленных пенсий и иных социальных выплат, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Пенсионному фонду Российской Федерации или органу, осуществляющему пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, осуществить продление выплаты:
пенсий в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1386 "О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации", либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации без документального подтверждения факта нахождения гражданина в живых, а также выполнения (невыполнения) гражданами оплачиваемой работы;
иных социальных выплат без документального подтверждения факта нахождения гражданина в живых, принадлежности к гражданству Российской Федерации, а также выполнения (невыполнения) гражданами оплачиваемой работы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 г., и действует до 1 июля 2020 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.МИШУСТИН
Обращаем Ваше внимание, что нарушение правил ввоза на территорию Российской Федерации предназначенных для личного потребления лекарственных препаратов, содержащих наркотические и/или психотропные вещества, подлежащих контролю в Российской Федерации, влечет за собой административную и/или уголовную ответственность.
В этой связи рекомендуем иностранными и российскими гражданам, въезжающим на территорию Российской Федерации, ознакомиться со следующими нормативно-правовыми документами:
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (http://base.garant.ru/12112176/#ixzz6CV43yCWJ );
- Приложения №№ 2 и 10 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30
(ред. от 08.10.2019) "О мерах нетарифного регулирования" (https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0030/); - Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" (http://base.garant.ru/12158202/#ixzz6CV7O7UMt);
- Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (http://base.garant.ru/12174909/#ixzz6CV8484cd);
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (http://base.garant.ru/12107402/#ixzz6CV8gHbXj).
Основным нормативным актом, регулирующим правовые отношения, возникающие в сфере наследства, является Гражданский кодекс Грузии. В шестой части указанного документа, который вступил в силу в 1997 году, подробно изложены вопросы, касающиеся видов наследования, сроков и способов принятия наследства, порядка получения свидетельства о праве на наследство, особенностях наследования отдельных видов имущества.
- Открытие наследства.
Наследство открывается вследствие смерти гражданина или объявления его судом умершим. Временем открытия наследства считается день смерти наследодателя или день вступления в силу соответствующего решения суда.
Местом открытия наследства считается место жительства наследодателя, а если оно неизвестно - место нахождения наследства.
Если наследство находится в разных местах, местом открытия наследства считается местонахождение недвижимого имущества или его ценной части, а если недвижимое имущество отсутствует - местонахождение движимого имущества или его основной части.
Местом открытия наследства после смерти гражданина Грузии, временно проживавшего за границей и умершего там, является место его жительства в Грузии до отъезда за границу, а если оно неизвестно - местонахождение наследства или его основной части. Местом открытия наследства после смерти гражданина, постоянно проживавшего за границей, считается страна, где он проживал.
- Наследование по закону.
Наследниками с правом равной доли считаются:
В первую очередь - дети умершего, ребенок, родившийся после смерти наследодателя, супруг (супруга], родители (усыновители].
Усыновленный и его потомство в качестве наследников усыновителя или его родственников приравниваются к детям усыновителя и их потомству. Усыновитель и его родственники в качестве наследников усыновленного и его потомства приравниваются к родителям и другим кровным родственникам усыновленного.Во вторую очередь - сестры и братья умершего. Племянники наследодателя и их дети считаются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из родителей, который был бы наследником наследодателя. Они наследуют поровну в той доле наследства, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.
В третью очередь - бабушка и дед, прабабушка и прадед (последние считаются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства бабушки и деда нет в живых].
В четвертую очередь - тети (сестры матери и отца] и дяди (братья матери и отца].
В пятую очередь - племянники (дети сестер матери и отца и дети братьев матери и отца], а если их нет в живых, их дети.
Наличие хотя бы одного из наследников предыдущей очереди исключает наследование последующей очереди.
- Наследование по завещанию.
Физическое лицо может на случай смерти оставить свое имущество или часть его одному или нескольким как из круга наследников, так и посторонним лицам. Завещателем может быть совершеннолетнее дееспособное лицо, которое способно в момент составления завещания осознавать свои действия и ясно выражать свою волю. Завещание должно быть составлено лично, оформление
документа через представителя не допускается.
Завещание должно содержать распоряжение одного наследодателя, совместное составление завещания двумя или более лицами не допускается. Завещатель может определить доли назначенных завещанием наследников или указать, кому конкретно из них отойдет какое имущество. Если в завещании нет такого указания, наследство делится между наследниками поровну.
Завещатель может лишить наследства по завещанию одного, нескольких или всех наследников по закону. Лицо, лишенное наследства прямым указанием в завещании, не может стать наследником по закону и претендовать на ту часть имущества, которая не вошла в завещание.
Наследники по закону, не указанные в завещании, сохраняют права наследования на ту часть имущества, которой не коснулась завещание.
- Завещание теряет силу, если:
а] лицо, в пользу которого составлено завещание, умрет раньше завещателя;
б] завещанное имущество утрачено при жизни завещателя;
в] единственный наследник откажется от принятия наследства.
Завещательные распоряжения, противоречащие законам или общественным интересам, являются недействительными. Завещание может быть признано недействительным в судебном порядке, если оно составлено с нарушением установленных законом правил, а также в таком состоянии, когда лицо не могло осознавать значение своих действий.
В случае если отсутствуют наследники по закон у и по завещанию, или ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены права наследования, не имеющее наследников имущество переходит к казне; если наследодатель находился на содержании учреждений для престарелых, инвалидов, лечебных, воспитательных, а также учреждений социального обеспечения, - в их собственность.
Лицо, признанное судом недостойным наследником после получения наследства, обязано возвратить все полученное по наследству вместе с поступившими от него доходами. Иск о признании лица недостойным наследником должен быть предъявлен заинтересованными лицами в течение пяти лет с момента, когда это лицо вступило во владение наследством.
- Срок принятия наследства.
Наследство должно быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследственного дела. Если право получения наследства возникает в том случае, когда остальные наследники не воспользуются им, наследство должно быть принято в течение оставшегося времени из срока, установленного для принятия наследства. В случае если это время составляет менее трех месяцев, оно продлевается до 90 дней.
Установленный для принятия наследства срок может быть продлен судом, если он признает уважительной причину просрочки. По истечении срока наследство может быть принято и без обращения к суду, если с этим согласны все остальные наследники. При наличии уважительной причины лицу, пропустившему срок принятия наследства, доля из имущества, полученного другими наследниками или перешедшего в собственность государства, выдается в материальной форме, а также в виде денежной выплаты в размере стоимости остальной части полагающегося имущества.
- Особенности наследования отдельных видов имущества.
Земля сельскохозяйственного назначения с размещенным на ней крестьянским хозяйством может быть разделена между наследниками, если отошедший к каждому из наследников земельный участок обеспечивает существование жизнеспособного хозяйства. Раздел допускается только в том случае, если наследники сами собираются вести хозяйство, иначе по их соглашению земля с размещенным на ней хозяйством может быть продана, и наследники получат свою долю в виде денег.
Если раздел земли сельскохозяйственного назначения невозможен, земля должна быть предоставлена наследнику, который проживает там и вместе с наследодателем ведет хозяйство; если такого наследника нет - тому, кто способен и имеет желание вести хозяйство.
Наследник, который не может получить земельный участок, получит соответствующую долю из другого имущества, а если другого имущества недостаточно - компенсацию в установленном порядке.
При разделе имущества наследник, который не менее одного года до открытия наследства проживал вместе с наследодателем, имеет преимущественное право на получение из наследства жилого дома, квартиры или иного жилого помещения, а также предметов домашнего
обихода.
- Выдача свидетельства о праве на наследство.
Свидетельство о наследовании выдается нотариальным органом по истечении шести месяцев со дня открытия наследства в любое время.
Свидетельство выдается ранее шести месяцев в случаях, если нотариальный орган располагает сведениями о том, что кроме лиц, претендующих на имущество, других наследников не имеется.
Наследники, не принявшие наследство в установленный законом срок, могут быть внесены в свидетельство о наследовании с согласия всех тех наследников, которые приняли наследство. Согласие должно быть представлено в письменной форме до выдачи свидетельства о наследовании.
Свидетельство о наследовании может быть выдано как на все наследство, так и на его часть. Свидетельство выдается как всем наследникам вместе, так и каждому в отдельности по их желанию.
Выдача свидетельства о наследовании одному из наследников на одну часть наследства не лишает других наследников права получить свидетельство на остальную часть наследства.
- О полномочиях консульских должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Консульского устава Российской Федерации консульское должностное лицо имеет право удостоверять завещания, а также принимать меры по охране наследственного имущества, находящегося на территории консульского округа страны пребывания. Заявитель может обратиться в консульское учреждение для заверения завещания, содержащего распоряжение о любом принадлежащем ему имуществе, при этом российское законодательство о нотариате не устанавливает каких-либо ограничений на совершение нотариальных действий в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" уклонение от уплаты налога иностранным гражданином в период пребывания на территории Российской Федерации является основанием для принятия в отоношении такого лица решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Указанная норма распространяется также на случаи неисполнения иностранным гражданином обязанности по уплате в установленные сроки таможенных пошлин и налогов, в том числе в связи с нарушением условий временного ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортных средств для личного пользования.
ФТС России запущен информационный сервис, позволяющий в онлайн-режиме проверять наличие задолженности по таможенным платежам и принятых таможенными органами решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Информационный сервис доступен широком кругу лиц по ссылке https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services/About/CheckPayments
C 12 июня 2019 г. вступил в силу новый порядок подачи, рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации (приказ МВД России от 11.02.2019 г №62).
В соответствии с пунктом 2 Приказа законный представитель несовершеннолетнего, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, может подать заявление в российское загранучреждение. Заявление и копии необходимых документов направляются в территориальный орган МВД на региональном уровне по месту жительства (пребывания) несовершеннолетнего для последующего учета подразделением по вопросам миграции.
Образец заявления пригалается ЗАЯВЛЕНИЕ.
Передача осужденных лиц в государство их гражданства для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы предусмотрена положениями международных договоров Российской Федерации в этой сфере и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Российская Федерация является участником Конвенции Совета Европы о передаче осужденных лиц 1983 года (далее – Конвенция 1983 года), Конвенции Содружества Независимых Государств о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 года (далее – Конвенция 1998 года), а также ряда двусторонних договоров о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы.
Согласно положениям упомянутых международных нормативных правовых актов одним из условий рассмотрения вопроса передачи в государство исполнение приговора является то, что судебное решение должно быть окончательным, т.е. вступить в законную силу.
С ходатайством о передаче для отбывания наказания вправе обратиться сам осужденный либо его адвокат (представитель), а в соответствии с Конвенцией 1998 года – близкий родственник осужденного.
При направлении ходатайства о передаче представителем осужденного либо его близким родственником должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия или родство.
Ходатайство о передаче осужденного может быть направлено в Минюст России, российский суд либо компетентный орган государства, в котором отбывает наказание осужденный (в Грузии, например – в Минюст Грузии).
В ходатайстве о передаче осужденного в иностранном государстве для отбывания наказания в Российскую Федерацию, помимо уведомления о желании быть переданным в Россию также указываются сведения о дате и месте его рождения, месте проживания на территории Российской Федерации, а также данные документа, удостоверяющего личность и подтверждающего наличие российского гражданства.
После подтверждения российскими компетентными органами наличия у осужденного гражданства Российской Федерации в адрес компетентного органа иностранного государства Минюстом России направляется запрос о предварительном согласии на передачу осужденного и предоставлении предусмотренных положениями Конвенции 1983 года, Конвенции 1998 года и двусторонних договоров материалов, необходимых для рассмотрения российским судом вопроса о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда.
После проверки поступивших из компетентного органа иностранного государства запрошенных документов в Минюсте России на соответствие положений международных договоров, а также на наличие либо отсутствие оснований, препятствующих передаче осужденного, они подлежат направлению во ФСИН России для внесения представления в суд о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда в отношении осужденного в порядке, предусмотренном статьями 469 и 470 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившее в законную силу решение суда по данному вопросу направляется Минюстом России компетентному органу иностранного государства для принятия окончательного решения относительно передачи осужденного в Российскую Федерацию.
При поступлении в Минюст России согласия компетентного органа иностранного государства на передачу осужденного ФСИН России предлагается согласовать с соответствующим органом иностранного государства в сфере исполнения наказаний время, место и порядок фактической передачи осужденного.
После передачи осужденного в Россию он размещается в исправительном учреждении на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживал до убытия в иностранное государство.
При отсутствии на территории субъекта исправительного учреждения соответствующего вида, определенного российским судом, осужденный размещается в исправительном учреждении соответствующего вида, расположенном в близлежащем регионе.
После передачи осужденного в Россию он продолжает отбывать назначенное ему наказание в соответствии с российским законодательством.
Кроме того, осужденный имеет право на применение к нему актов о помиловании и амнистии, как государством вынесения приговора, так и государством исполнения приговора. Пересмотр приговора в отношении осужденного, переданного государству исполнения приговора, может быть осуществлен только компетентным судом государства вынесения приговора.
Нормы российского законодательства (Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации») устанавливают, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право въезжать в Российскую Федерацию только через установленные пункты пропуска через государственную границу при обязательном прохождении пограничного контроля.
На путях автомобильного и железнодорожного сообщения через российско-белорусский участок Государственной границы Российской Федерации пункты пропуска, предназначенные для международного сообщения, отсутствуют, и пограничный контроль лиц и транспортных средств не осуществляется.
О порядке пересечения государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь до окончательного урегулирования указанного вопроса пересечение российско-белорусской государственной границы всеми категориями граждан третьих стран и лицами без гражданства, независимо от наличия визы либо разрешения на постоянное или временное проживание на территории России и Белоруссии, с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта будет являться нарушением установленного международными нормами порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации.
С мая 2017 года для граждан третьих стран стало возможным пересечение российско-белорусской государственной Границы с использованием прямых рейсов воздушного транспорта между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих из Республики Беларусь и вылетающих в обратном направлении, в российских аэропортах осуществляется пограничный контроль.
Вместе с тем следует иметь в виду, что иностранные граждане и лица без гражданства, следующие воздушным транспортом транзитом через территорию Российской Федерации в Республику Беларусь, по-прежнему должны оформлять российские транзитные визы.
Все категории граждан третьих стран и лица без гражданства согласно международным нормам и национальному законодательству Российской Федерации могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации через многосторонние (двусторонние) пункты пропуска, открытые для международных сообщений (международных полетов).
Перечень пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года № 2665-р.
რუსეთის კანონმდებლობის ნორმები(1996 წ. 15 აგვისტოს ფედერალური კანონი№114-ФЗ„რუსეთის ფედერაციაში შესვლისა და რუსეთის ფედერაციიდან გასვლის წესის შესახებ“, 1993 წ. 1 აპრილის№ 4730-1 რუსეთის ფედერაციის კანონი„რუსეთის ფედერაციის სახელმწიფო საზღვრის შესახებ“)ადგენს, რომ უცხო ქვეყნის მოქალაქეებს და მოქალაქეობის არმქონე პირებს უფლება აქვთ შევიდნენ რუსეთის ფედერაციაში მხოლოდ სახელმწიფო საზღვარზე არსებული გამშვები პუნქტების მეშვეობით სასაზღვრო კონტროლის სავალდებულო გავლით.
რუსეთის ფედერაციის სახელმწიფო საზღვარზე რუსეთ-ბელარუსიის მონაკვეთის საავტომობილო და სარკინიგზო გზებზე გამშვები პუნქტების არარსებობის გამო, საერთაშორისო მიმოსვლისთვის განკუთვნილი პირებისა და სატრანსპორტო საშუალებებისსასაზღვრო კონტროლი არ ხორციელდება.
ამ საკითხის საბოლოო მოგვარებამდე, რუსეთ-ბელორუსის სახელმწიფო საზღვრის გადაკვეთა მესამე ქვეყნების ყველა კატეგორიის მოქალაქეების და მოქალაქეობის არმქონე პირების მიერ, მიუხედავად იმისა, აქვთ თუ არა ვიზა ან ნებართვა მუდმივ ან დროებით ცხოვრებაზე ნებართვა რუსეთის და ბელარუსიის ტერიტორიაზე, რუსეთის ფედერაციის სახელმწიფო საზღვრის გადაკვეთა საავტომობილო და სარკინიგზო ტრანსპორტის მეშვეობით ჩაითვლება როგორც დადგენილი საერთაშორისო ნორმების წესებისდარღვევა.
2017 წლის მაისიდანრუსეთ-ბელორუსიის სახელმწიფო საზღვრის გადაკვეთა მესამე ქვეყნების მოქალაქეებისათვის გახდა შესაძლებელი პირდაპირი საჰაერო საშუალებების გამოყენებითრუსეთის ფედერაციის და ბელარუსიის რესპუბლიკის შორის მიმოსვლა. ამგვარადუცხო ქვეყნის მოქალაქეების და მოქალაქეობის არმქონე პირების მიმართ, რომლებიც ბელორუსის რესპუბლიკიდან ჩამოდიან და საპირისპირო მიმართულებით მიემგზავრებიან, რუსეთის აეროპორტებში ხორციელდება სასაზღვრო კონტროლი.
ამასთან ერთად უნდაგაითვალისწინებულია, რომ უცხო ქვეყნის მოქალაქეები და მოქალაქეობის არმქონე პირები, რომლებიც ტრანზიტით საჰაერო ტრანსპორტის მეშვეობითრუსეთის ფედერაციის ტერიტორიის გავლით მიემგზავრებიან ბელორუსის რესპუბლიკაში, კვლავაც უნდა გააფორმონ რუსეთის სატრანზიტო ვიზები.
საერთაშორისო ნორმების და რუსეთის ფედერაციის ეროვნული კანონმდებლობის თანახმადმესამე ქვეყნების ყველა კატეგორიის მოქალაქეები და მოქალაქეობის არმქონე პირებსშეუძლიათ რუსეთის ფედერაციაში ჩამოსვლა და რუსეთის ფედერაციიდან გამგზავრება მრავალმხრივი (ორმხრივი) გამშვები პუნქტების მეშვეობით, რომლებიც გახსნილია საერთაშორისო მიმოსვლისთვის (საერთაშორისო ფრენებისთვის).
რუსეთის ფედერაციის სახელმწიფო საზღვრის გავლით გამშვები პუნქტების სია დამტკიცებულია 2017 წლის 29 ნოემბრის რუსეთის ფედერაციის მთავრობის განკარგულებით№ 2665-р.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство или множественное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации вне зависимости от места его проживания.
Согласно статьям 6 и 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г.№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон) граждане Российской Федерации, в том числе имеющие двойное либо множественное гражданство, осуществляют въезд в Российскую Федерацию исключительно по следующим документам, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (загранпаспорт), дипломатический паспорт, служебный паспорт, временный документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию (свидетельство на возвращение).
В случае прибытия в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации по проездным документам иностранных государств либо без наличия действительных российских документов, таким гражданам разрешается въезд в Российскую Федерацию на основании статьи 27 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона после проведения пограничными органами мероприятий по установлению их личности.
При предъявлении гражданами Российской Федерации в качестве оснований для выезда из Российской Федерации проездных документов иностранных государств пересечение государственной границы Российской Федерации им не разрешается.
Предъявление гражданами Российской Федерации при пересечении государственной границы Российской Федерации проездных документов иностранных государств образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (административный штраф).
Во всех перечисленных случаях ответственность за возможные последствия лежит исключительно на гражданине.
Особое внимание обращаем на то, что российская виза ни при каких обстоятельствах не может быть оформлена ребенку, который приобрел гражданство Российской Федерации по рождению в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (дети, родившиеся до 26 октября 2023 г.) или статьей 13 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (дети, родившиеся начиная с 26 октября 2023 г.), и гражданство которого не было прекращено в порядке, предусмотренном вышеупомянутыми федеральными законами. В таком случае следует ориентировать законного представителя ребенка (родитель (усыновитель), опекун, попечитель, уполномоченный представитель органов опеки и попечительства) о необходимости оформления ребенку наличия гражданства Российской Федерации по рождению и проездного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации.